фатой себя опояшет, а
третьей фатой голову обернет. (О Боже,
Боже великий. Господь истинный. Бог
великодушный, Бог милосердный!) И в том
Джуннаре хан отобрал у меня жеребца,
когда узнал, что я не бесерменин, а
русин. И он .сказал: "И жеребца верну,
и тысячу золотых впридачу дам, только
перейди в веру нашу - в Мухаммеддини.
А не перейдешь в веру нашу, в
Мухаммеддини, и жеребца возьму, и
тысячу золотых, с твоей головы возьму".
И срок назначил - четыре дня, на Спасов
день, на Успенский пост. Да Господь
Бог сжалился на свой честной праздник,
не оставил меня, грешного, милостью
своей, не дал погибнуть в Джуннаре
среди неверных. Накануне Спасова дня
приехал казначей Мухаммед, хорасанец, и
я бил ему челом, чтобы он за меня
хлопотал. И он ездил в город к Асад-хану
и просил обо мне, чтобы меня в их веру не
обращали, да и жеребца моего взял у хана
обратно. Таково Господне чудо на Спасов
день. А так, братья русские христиане,
захочет кто идти в Индийскую землю -
оставь веру свою на Руси, да, призвав
Мухаммеда, иди в Гундустанскую землю.
Солгали мне псы-бесермены,
говорили, что много нашего товара, а для
нашей земли нет ничего: все товар белый
для бесерменской земли, перец да краска
то дешево. Те, кто возят волов за море,
те пошлин не платят. А нам провезти
товар без пошлины не дадут. А пошлин
много, и на море разбойников много.
Разбойничают кафиры, не христиане они и
не бесермены: молятся каменным
болванам и ни Христа, ни Мухаммеда не
знают.
А из Джуннара вышли на
Успенье и пошли к Бидару, главному их
городу. Шли до Бидара месяц, а от Бидара
до Кулонгири - пять дней и от Кулонгири
до Гулбарги пять дней. Между этими
большими городами много других городов,
всякий день проходили по три города, а
иной день по четыре города: сколько
ковов - столько и городов. От Чаула до
Джуннара двадцать ковов, а от Джуннара
до Бидара сорок ковов, от Бидара же до
Кулонгири девять ковов, и от Бидара до
Гулбарги девять ковов.
В Бидаре на торгу продают
коней, камку, шелк и всякий иной
товар да рабов черных, а другого товара
тут нет. Товар все гундустанский, а из
съестного только овощи, а для Русской
земли товара нет. А здесь люди все
черные, все злодеи, а женки все гулящие,
да колдуны, да тати, да обман, да яд,
господ ядом морят.
В Индийской земле княжат все
хорасанцы, и бояре все хорасанцы. А
гундустанцы все пешие и ходят перед
хорасанцами, которые на конях; а
остальные все пешие, ходят быстро, все
наги да босы, в руке щит, в другой - меч, а
иные с большими прямыми луками да со
стрелами. Бой ведут все больше на
слонах. Впереди идут пешие воины, за
ними - хорасанцы в доспехах на конях,
сами в доспехах и кони. Слонам к голове
и бивням привязывают большие кованые
мечи, по кентарю весом, да облачают
слонов в доспехи булатные, да на слонах
сделаны башенки, и в тех башенках по
двенадцать человек в доспехах, да все с
пушками, да со стрелами. Есть тут одно
место - Аланд, где шейх Ала-ад-дин (святой
лежит) и ярмарка бывает. Раз в год на ту
ярмарку съезжается торговать вся
страна Индийская, торгуют тут десять
дней; от Бидара двенадцать ковов.
Приводят сюда коней - до двадцати тысяч
коней - продавать да всякий товар
привозят. В Гундустанской земле эта
ярмарка лучшая, всякий товар продают и
покупают в дни памяти шейха Ала-ад-дина,
а по-нашему на Покров святой Богородицы. А еще есть в том Аланде птица гукук,
летает ночью: кричит: "кук-кук"; а
на чьем доме сядет, там человек умрет, а
захочет кто ее убить, она на того огонь
изо рта пускает. Мамоны ходят ночью да хватают кур, а живут они на холмах или среди скал. А обезьяны, те живут в
лесу. Есть у них князь обезьяний, ходит с ратью своей. Если кто обезьян обидит,
они жалуются своему князю, и он посылает на обидчика свою рать и они, к
городу придя, дома разрушают и людей убивают. А рать обезьянья, сказывают,
очень велика, и язык у них свой. Детенышей родится у них много, и если
который из них родится ни в мать, ни в отца, таких бросают на дорогах. Иные
гундустанцы подбирают их да учат всяким ремеслам; а если продают, то
ночью, чтобы они дорогу назад не могли найти, а иных учат (людей забавлять).
Даты: 15 в.
Источник: Хождение за три моря
Афанасия Никитина / Предисл., подготовка
текста, перевод и коммент. Н.И. Прокофьева.. М.,
Сов. Россия, 1980. - 208 с.
Опубликовано в INTERNET: 2003,
август
История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница
© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008